Для родителей

ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА

Человек, родившись, получает драгоценный дар, музыкальный инструмент – собственный голос. Необходимо научиться  владеть этим инструментом правильно и беречь его.  

           Певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться, и поэтому задача охраны детского певческого голоса очень важна. Дети должны петь легко и звонко, музыкально и выразительно. Пение должно быть удобным, доставлять детям удовольствие, тогда они будут любить этот вид музыкальной деятельности.

Дети младшего возраста склонны к подражанию. Они слышат, как громко звучит голос взрослого человека, и пытаются петь так же. Но детский голос, по сравнению с голосом взрослого, обладает меньшей силой, более узкими динамическим и звуковысотным диапазонами, несколько сниженной дикцией. Поэтому если вы поете вместе с детьми, не пойте очень громко.   

           Разговаривать с детьми надо также без крика, ведь дети часто переносят разговорную интонацию на пение; услышав громкий разговор, могут петь форсированным звуком. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей.

Нельзя позволять детям пить холодные напитки или есть мороженое в разгоряченном состоянии во избежание простуды, заболеваний голосового аппарата.

Вредно петь на холодном воздухе, в дождливую погоду.   

Крайне важно воздерживаться от пения во время гриппа, ларингита, так как перенапряжение голосовых связок в это время может привести к серьезным хроническим нарушениям голоса.

Не следует поощрять пение детьми взрослых песен с большим диапазоном, которые они слышат дома. Неправильное, фальшивое исполнение таких песен не способствует развитию музыкального слуха у ребёнка.

О ПОЛЬЗЕ И НЕОБХОДИМОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОМ САДУ

Консультация для родителей

Музыка оказывает большое влияние на формирование личности и развитие интеллекта ребенка.

Занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы головного мозга, что обеспечивает развитие сенсорных, познавательных систем, ответственных за мышление, движение, память. Музыкальные занятия развивают фонематический слух, пространственно-временное мышление, воображение, координацию движений.
В детском саду музыка сопровождает ребенка с раннего возраста. Сначала это пропевание потешек и простых песенок, слушание несложных для восприятия музыкальных произведений, элементарные  движения под музыку. Позже — прослушивание классических произведений, индивидуальное и хоровое пение, знакомство с разными музыкальными жанрами, инструментами оркестра, игра на простых инструментах и разучивание танцевальных композиций.

Музыкальное воспитание дошкольников реализуется в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Цель музыкальной деятельности в современном детском саду — приобщение детей к искусству через всестороннее развитие физических и психоэмоциональных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.

У каждого ребенка по-разному происходит развитие и формирование музыкальных способностей и предпочтений. Педагог наблюдает за этим и ищет индивидуальный подход к каждому воспитаннику, учитывая его возможности, создаёт условия для  творческого самопроявления.

Для музыкальных занятий в детском саду создается определенная обстановка. Обычно они проводятся в музыкальном зале, куда не проникают посторонние шумы.  На занятия дети должны приходить  в удобной для движений одежде, мягкой обуви — чешках. Во время карантина, наложенного на ту или иную группу, занятия проводятся в групповой комнате на вокальном материале или с музыкальными игрушками-инструментами.

Музыкальное развитие детей  можно дополнительно осуществлять родителям в домашней обстановке. Рекомендуется слушание как классической музыки (Моцарт, Вивальди, Чайковский, Римский-Корсаков, Шостакович, Григ), так и современной (детские песни). Детям будут интересны советские мультфильмы с классической музыкой, их большое множество («Детский альбом» П.И. Чайковского, «Четыре сезона» А.Вивальди,  «Танцы кукол» Д. Шостаковича, «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского и др.).  Можно разучивать с детьми старые и новые детские песенки, песни из мультфильмов,  танцевать под знакомые мелодии и песни.

Также очень полезно заниматься различными играми и упражнениями для развития дыхания, речевой артикуляции, пальчиковой гимнастикой, логоритмикой  (движения, сопровождающиеся речью и музыкой).  Материал для занятий можно найти в интернете в большом количестве. Главное – делать все с желанием и удовольствием. Любите музыку, и тогда успех непременно  будет вам гарантирован!

Примеры игр.

Игра со звукоподражанием «Что у кого внутри»

— Что у кого внутри? У одуванчиков белых «взлеталка» (легко дуть на ладонь Фу-у-у-у).

У мотоцикла – «рычалка» (тррр — тррр).

У часов – «спешилка» (тик-так, тик-так).

У девчонок – «смешилка» (ха-ха-ха-ха).

У мышки – «пищалка» (пи-пи-пи-пи).
У лошадок – «ржалка» (и-го-го).
У ветра – «задувалка» (у-у-у-у).
У каблучков – «стучалка» (цок, цок — язычком).
У носа – «сопелка» (тихонько шмыгать носом).
У ёжика – «пыхтелка» (пых — пых).
У телефона – «звонилка» (динь — динь) .
У солнца — «светилка» (свободно спеть один звук).

Музыкально-ритмическая игра «Бабах» с ритмодекламацией

  1. В очень, очень, очень громких сапогах.
    Ходит, ходит, ходит по лесу «Бабах»! (имитация шагов в больших сапогах)
    И заслышав этот стук, (поднести правую руку к уху – «слушаем»)
    В чащу спрятался «тук-тук» (постучать в ритме кулачками) Тук-тук-тук-тук-тук! Тук-тук-тук!
    Припев: Тихо все сидят (присесть на одно колено).
    И хихикая, глядят (оглядываться вокруг себя),
    Как шумит в лесу «Бабах» (встать на ноги, руки на пояс)
    В очень громких сапогах (притопнуть ногой).
    2. В очень, очень, очень громких сапогах (имитация шагов в больших сапогах)
    Ходит, ходит, ходит по лесу «Бабах»!
    Чик — чирижка в листья порх (помахать руками, как крыльями),
    Шабуршонок в норку шорх (потереть ладонью о ладонь) .
    Порх — порх — порх — порх- порх (помахать),
    Шорх — шорх — щорх (потереть).
    Припев: Тихо все сидят (присесть на одно колено)
    И хихикая глядят (оглядываться вокруг себя),
    Как шумит в лесу «Бабах» (встать на ноги, руки на пояс)
    В очень громких сапогах (притопнуть ногой).
    3. В очень, очень, очень громких сапогах (имитация шагов в больших сапогах)
    Ходит, ходит, ходит по лесу «Бабах»!
    На сосну взбежал цок-цок  (поочерёдно перебирать руками вверх),
    В чащу спрятался прыг-скок (прыжки на месте).
    Цок — цок — цок — цок — цок! (поочерёдно перебирать руками вверх)
    Прыг — прыг, скок! (прыжки на месте)
    Припев: Что ты ходишь здесь «Бабах» (топать ногой и грозить пальцем)
    В очень громких сапогах?
    Даже в громких сапогах
    Нам не страшен твой бабах.
    Бах! Бах! Бах! (имитировать выстрелы указательным пальцем)

Что за «Бабах» ходит по лесу? ( Это охотник)

 

 

ДОМАШНИЙ ТЕАТР

          Вы хотите, чтобы общение с ребенком было в радость для всех?

Замечательный способ – организовать домашний театр.   Для большинства детей домашний театр – это знаменательное событие, ведь это куда увлекательнее, чем традиционные игры.

Вы сможете разыгрывать вместе забавные сценки, знакомить малыша со сказкой и ее героями, вносить элемент фантазии. Поверьте, ребенок сам не заметит, как станет главным участником и режиссером сказки.

Домашний кукольный театр для самых маленьких

   Для самых маленьких идеально подойдет кукольный театр, поскольку они еще не готовы разучивать роли и выходить на сцену перед родителями или родственниками. Для малышей подойдут знакомые народные сказки. Можно пофантазировать: ввести новых персонажей, добавить смешные эпизоды или переделать концовку.

Не менее интересно сочинить и разыграть собственную историю. Для начала будет лучше, если вы сами разыграете представление. А со временем малыш сможет сам включиться в игру, выбрав для себя любимого персонажа.

Кукольный театр можно купить, или создать своими руками. Здесь годятся любимые игрушки, носовые платки, носки, на которые, например,  можно пришить пуговицы вместо глаз. Творческая фантазия не имеет границ!

Детям  постарше можно перейти  к «настоящему» театру с ролями, костюмами и декорациями.

При подготовке костюмов в ход пойдут старая одежда, лоскутки тканей, платки.  Для грима можно использовать обычную косметику или приобрести ее в специальных магазинах.

Чтобы спектакль стал веселым и ярким, можно подобрать музыкальное сопровождение.

Натяните веревку и повесьте на нее большой кусок полотна или гардины – вот и получилась ширма. Украсить ширму можно вырезанными из бумаги цветами, птичками, звездами или снежинками, в зависимости от вашей фантазии и темы спектакля.

 Декорации делайте так, чтобы их можно было использовать в других спектаклях. Например, деревья можно с одной стороны раскрасить зеленым, а с другой стороны желтым цветом, чтобы показать осень и лето. Можно натянуть нитку и на нее повесить, вырезанные из картона, солнышко и облака.

Интереснее всего готовить спектакль, если вы на праздники ждете гостей.

Актеры размещаются за ширмой. Персонажи выходят к зрителям сбоку или из глубины сцены. Злые герои могут появляться снизу. Если кукла должна спать на сцене, ее поворачивают спиной к публике, поскольку она не умеет закрывать глаза.

Спектакль вполне под силу сыграть одному человеку. Правда, в этом случае исполнителю придется часто менять голоса и регистры, говоря за всех героев. А это нагрузка на голосовые связки. Лучше всего играть вдвоем. Тогда за  ширмой должно быть достаточно просторно, чтобы исполнители могли свободно двигаться. Постарайтесь распределить роли так, чтобы две куклы, занятые в одной мизансцене, находились в руках одного актера: тогда их движения будут более скоординированными.

Малышам 4-5 лет можно поручить короткие роли, чтобы они почувствовали, каково это — быть актерами кукольного театра. Дети постарше с удовольствием будут играть наравне со взрослыми.

Главное помните, что дети – не актеры. У них не хватит терпения выучить свою роль на зубок, поэтому не пытайтесь добиться от них актерской отдачи и идеальной слаженности. Так вы легко можете отбить интерес к вашей увлекательной затее.

 

Не жалейте времени на домашние постановки – результат будет стоить того, ведь для ребятишек это настоящий праздник.

Польза домашнего театра

Домашний театр поможет научить ребенка правильно вести диалог, искать выход из сложных ситуаций, развивать память и самостоятельность мышления, обогащать словарный запас.

Театрализованная деятельность развивает у детей выразительную речь и творческие способности. Любые выступления раскрепощают ребенка и помогают побороть стеснительность.

 

 

О РОЛИ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Будь сыном своей родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне относись к ней, возврати сторицей то, что получил от неё».

(К.Д.Ушинский)

Речь пойдет о роли фольклора, и в частности музыкального,  в формировании основ национального самосознания дошкольников. На мой взгляд, это одна из актуальных проблем современного этапа образования. Не всем сегодня понятно, к глубокому сожалению, для чего дети должны приобщаться к русскому фольклору.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Культура любого народа только тогда жива, когда бережно сохраняются духовные, нравственные устои и традиции.  При этом очень важно осознание не только собственной этнической самобытности, но и  плодотворности взаимодействия, сотрудничества с другими  народами.

Национальное самосознание — это процесс самопознания и развития национально-культурной самобытности нации, а также свойство человека, которое позволяет ему для себя лично определиться, к какой нации он относится. Воспитание национального самосознания начинается с первых годов жизни человека. Обучая родному языку, знакомя с обычаями, традициями, народной музыкой и танцами, педагоги создают условия для формирования национального самосознания у дошкольников, создают культурную среду для воспитания будущей  личности.

Издавна такая культурная среда формировалась в рамках семьи, где культурные основы традиционной жизни выступали в качестве стержневой основы воспитания. Ядром данного процесса являлась система передачи опыта подрастающему поколению по принципу преемственности.

Сегодня такие процессы, зачастую, в бытовой жизни общества утрачены. Восстановление преемственности может возникнуть лишь при освоении культурных традиций с раннего возраста в рамках образовательных программ в системе дошкольного образования.

В детском саду детей, начиная с раннего возраста можно приобщать к доступным для них формам русского фольклора. Малыши любят песенки — потешки, игры-забавы, колыбельные. Можно объединять, например, разные потешки в единый сюжет и, используя необходимые атрибуты и знакомые детям игрушки, устраивать досуги и развлечения. Дети среднего и старшего дошкольного возраста с удовольствием играют в народные игры, сопровождая их пением и игрой на бубнах, ложках, трещотках или свистульках.  Можно детей заинтересовать рассказом об истории возникновения русских народных инструментов, показывая презентацию, видео сюжеты с профессиональным исполнением задорной музыки, русских плясок. Интересно будет всем, если пригласить педагогов и учащихся из ближайшей музыкальной школы с просьбой устроить небольшой концерт, чтобы дети смогли увидеть воочию профессиональную игру на русских народных инструментах, услышать «живую» музыку.

Таким образом, педагоги, сами имея любовь и интерес к русскому фольклору, смогут протянуть тонкую нить народных традиций маленькому поколению.

 

 

разработано на